80-летие системы профтехобразования


     29.06.2020 года в целях подготовки празднования 80-летия системы профессионально-технического образования был утвержден план мероприятий по подготовке празднования 80-летия системы профессионально-технического образования в 2020 году, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 19 мая 2020 г. № Р-45 «Об утверждении мероприятий по подготовке к празднованию 80-летия системы профессионально-технического образования», в которых ГБПОУ РО «МАПТ» может принять активное участие:
     · Всероссийский конкурс «Онлайн-флешмоб «#янапрактике, посвященном празднованию 80-летия системы профессионально – технического образования»;
     · конкурс на лучший АРТ-объект, посвященный 80-летию системы профтеха;
     · показ на уроках профориентации для школьников серии видеоинтервью с экспертами, достигшими высоких результатов в своей профессиональной деятельности;
     · показ видеороликов об истории профтехобразования, в том числе об учреждениях и их работниках во время Великой Отечественной войны, развитии и сегодняшних достижениях профессионального образования.
     В рамках подготовки к празднованию разработан брендбук, на сайте и официальных страницах в социальных сетях начинаем размещать информацию о мероприятиях по празднованию 80-летия ПТО.

 

История профессионально-технического образования в России

 

     2 октября 2020 года исполняется 80 лет системе профессионально-технического образования в России. Это знаменательная дата не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих – выпускников ПТУ, техникумов и колледжей.
     2 октября 2020 года исполняется 80 лет системе профессионально-технического образования в России. Это знаменательная дата не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих – выпускников ПТУ, техникумов и колледжей.
     Точкой отсчета истории отечественного профессионального образования принято считать появление в 1701 году первых светских профессиональных образовательных учреждений, открытых по велению великого реформатора Петра I. Это были школы математических и навигационных наук, которые называют первыми реальными училищами в Европе.
     Екатерина II сделала попытку создания народных училищ.
     Но наиболее удачные попытки были предприняты в 1915 – 1916 во время игнатьевских реформ.
     В 1917 году временное правительство издало постановление «Положение о профессионально технических учебных заведениях». Эта реформа действительно могла стать прогрессивной, но в стране начались глобальные изменения.
     В советскую эпоху профессиональное образование становится всеобщим и доступным, начинает активно развиваться профессиональное техническое образование, призванное готовить квалифицированных рабочих и специалистов. Повсеместно появляются фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, техникумы, а также вузы нового образца, в которых приоритет в обучении отдается детям из рабоче-крестьянских слоев населения.
    Создается единая система профессиональной подготовки рабочих и специалистов, которая включает в себя начальные, средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, а также различные курсы профессиональной подготовки. Благодаря научно-техническому прогрессу в стране активно развивается наука и техника, открываются различные научно-исследовательские центры, в том числе и профессионально-педагогические, в вузах появляются научно-педагогические кадры.
     Кроме того, разрабатываются содержание, методы и технологии профессионального образования, исходя из чего, происходит группировка профессий. Поскольку многие учебные заведения прикреплены к определенным заводам и производствам, где обучающиеся проходят производственную практику, можно говорить о зарождении таких тенденций профессионального образования, как связь теории с практикой и с производительным трудом.
   Профессиональное образование в советскую эпоху характеризуется такими принципами, как общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания образования и организации обучения будущих рабочих и специалистов, планомерная массовая подготовка специалистов и научных работников всех отраслей народного хозяйства, единство научно-технического и социально-экономического прогресса, непрерывное расширение и совершенствование высшего образования, а также устремленность в будущее. Целью профессионального образования в этот период являлось обеспечение максимального роста творческих способностей человека, а также развитие способностей, необходимых для успешной трудовой деятельности в различных областях народного хозяйства.
     Большое внимание на профессиональное образование было обращено с началом Великой Отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности.
     В начале сороковых в городе были открыто несколько ФЗО школ (фабрично – заводского обучения) на поселках шахт 24 -26, на поселке шахты «Ростовская», на поселке шахты «Октябрьская», осуществлявшие подготовку кадров для угольной промышленности. И в город по велению сердца и по комсомольским путевкам стали приезжать молодые люди из Ставропольского , Краснодарского краев, из Орловской, Белгородской, Воронежской областей, буквально со всех концов Советского Союза.
     Днем рождения непосредственно системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В Указе были определены два типа учебных заведений:
    • школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий;
    • ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих с двухгодичным сроком обучения.
    Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
     В 1949 году постановлением правительства ФЗО переименовали в горно – промышленные школы. В 1958г., оправдавшие себя во время войны, ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения профессиям – ПТУ.
     Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование. (Целесообразность этого решения многими учеными и практиками оспаривается до сих пор).
     В 1987г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована. «Госпрофобр» перестал существовать. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. По удельному весу профтехобразование занимало ничтожную часть общего. Система растворилась и потеряла не только свою самостоятельность, но и значимость. Тем более, что задачи у этих систем разные. Общее образования дает знания, а профтехобразование – навыки и умения производства, т.е. учит работать.
      В современном мире скорость обновления техники и технологии значительно превышает скорость смены поколений вследствие произошедшей научно-технической революции, из-за чего изменяются цели и тенденции всей системы образования. Если раньше приобретенные во время обучения знания и умения не устаревали на протяжении всей профессиональной деятельности человека, то на данном этапе общественного развития подвижность и изменчивость характера профессиональной деятельности требует от специалиста профессиональной мобильности, готовности его к смене трудовой деятельности, к постоянному повышению уровня общей и профессиональной культуры.

 

Из истории ГБПОУ РО "МАПТ"

 

 

 Оформлен холл «Это нашей истории строки…»